
• В«страховых»системахнаблюдается
тенденцияувеличениеролигосударства
(Франция, Германия, др.)
Мировыетрендыразвитиямоделейздравоохранения
• Общаятенденция-конвергенция«бюджетных»
и«страховых»моделей:
- «Бюджетные»перенимаютстраховые
принципыраспределениясредств
(контракты, оплата за услуги и т.п.)
- «Страховые»перенимаютбюджетные
принципысбораинакоплениясредств
• Отчетливаятенденцияцентрализациии
укрупненияфондовОМСсцельюувеличения
эффективности,упрощенияуправленияи
сокращениянеравномерностейраспределения
средств
Реформа медицинского страхования Нидерландов, 2006 г.
• Изменен баланс взносов:
- тарифвзносаотдоходауменьшенс8%до6,5%;
- постоянныйвзносувеличенс239–455EUR(2005г.)довсреднем1050EUR(2006г.)
• Дополнительно введено финансирование из общих налогов
• Единая государственная система стала охватывать все население (до этого ОМС охватывало 63%
населения, а частное заменяющее страхование - 37%)
• Создан Национальный центр (фонд) накопления
Реформа медицинского страхования в Германии, 2006 – 2009 гг.
В 2006 г.: Федеральноеправительствоначалоплатитьбольничнымкассамвзносызадетей,т.е. дети стали
застрахованными за счет государства (в2010г.–около10%отобщихдоходов)
С 2009 г.
• Тарифы взносов устанавливает Федеральное бюро страхования, а сбор взносов (95% всех средств)
переходит к новому Центральному фонду перераспределения (Gesundheitsfonds)
• Центральныйфондотвечаетзараспределениесобранныхсредствбольничнымкассамвзависимостиот
численностиисоставазастрахованных,т.е.основаннымнариске
• До реформы: Франция – «чистый» представитель модели Бисмарка
• После реформы – взносы от зарплаты работника заменены на взносы от общего дохода
Франция: реформа источников финансирования здравоохранения
1990г,дореформы(%) 2000г.,послереформы(%)
Взносыработниковнаосновезарплаты 32.2 3.4
Взносыработодателей 63.1 51.1
Индивидуальныйналогнаосновеобщегодохода 1.6 38.7
Другие 3.1 6.8
8
Источник: HEALTH CARE FINANCING IN THE
CONTEXT OF SOCIAL SECURITY, 2008